Логистика схемы предприятия

Логистика схемы предприятия
Логистика схемы предприятия
Логистика схемы предприятия
Логистика схемы предприятия
Логистика схемы предприятия

Как организовать и оптимизировать логистику на предприятии

В прошлой тематической статье мы рассказали об основных концепциях логистики, которые эффективно сейчас применяются компаниями по всему миру. А сегодня дадим несколько практических советов, посвященных организации и оптимизации логистики в компании.

Организационная система логистики


Система логистики организации имеет ряд определяющих ее эффективность критериев. В том числе:


· качественные (в первую очередь грузогабаритные) характеристики;


· специфические особенности рынков клиентов и поставщиков;


· избранные компанией стратегия и концепция логистики;


· финансовые возможности компании;


· потенциал менеджмента и организационные мощности фирмы.


 


Логистика компании может быть подчинена как директору по логистике, так и непрофильному руководителю – например, директору по производству, коммерческому или административному директору. На небольших фирмах логистика находится в прямом подчинении у руководителя всей организации.


На предприятии могут быть организованы логистические службы:


· по закупкам, управлению запасами на производстве;


· по формированию и управлению запасами;


· по складированию и транспортировке;


· по организации и обеспечению дистрибуции;


· по аналитике товаропотока.


 


Что касается непосредственно отдела логистики, то в его задачи руководству, в зависимости от конкретных условий, следует включить:


· создание наиболее эффективных моделей заказов;


· улучшение систем управления запасами и складской обработки грузов;


· оптимизацию работы с имеющимися поставщиками, участие в поиске и заключении контрактов с новыми контрагентами;


· разработка наилучших транспортных схем, схем обеспечения необходимыми поставками, а при ведении внешнеэкономической деятельности – схем по пересечению границы и таможенному оформлению.


 


Теперь перейдем непосредственно к оптимизационным процессам.


 


Оптимизация логистики


Начать следует с того, что к внутренней логистике организации, которую и затрагивает основная часть работ по оптимизации, относится объединение логистических функций, касающихся обеспечения материального потока внутри компании.


 


Обратите внимание: наиболее часто под внутренней логистикой понимается комплекс двух ее главных элементов – транспорта предприятия и складских служб.


 


Причины для оптимизации и переустройства системы логистики могут быть самыми разными. Среди наиболее популярных:


· принятие решения о занятии новых ниш на рынке или о выходе на новые рынки;


· подготовка к новому сезону (при ярко выраженной сезонности в деятельности организации);


· активный рост товарного ассортимента в организации;


· выведение собственных брендов на рынок;


· постоянный рост логистических издержек при неизменном или даже уменьшающемся уровне продаж;


· падение оборачиваемости товарных запасов на предприятии;


· устранение проблем со значительным числом отказов, рекламаций, вычерков.


 


Организации следует определиться, какие логистические процессы для реализации поставленных целей следует реорганизовать, дополнить или наоборот вычеркнуть. Особое внимание следует уделить таким участкам работы как:


· коммерческие службы (в частности, эффективность документооборота);


· учетная система (в частности, определить полноту сведений, которые необходимы для целей логистики);


· закупки (в частности, проверить уровень автоматизации и применения современных технологий соответствующих систем);


· поставки (в частности, определить оперативность информационного обмена).


 


Имеет смысл перечислить наиболее часто встречающиеся на практике проблемы в логистике предприятий:


· отсутствие четкой системы информационного взаимодействия транспорта и складских служб (что приводит, в частности, к задержкам на погрузке/разгрузке и, соответственно, ненужному простою машин);


· в учетной программе не отражены реальные сведения об ассортименте и количестве товарной продукции на складах организации (чаще всего – вследствие формального отношения к проведению инвентаризаций со стороны ответственных лиц);


· отсутствие организованной массово применяемой системы по учету и отслеживанию бракованных товаров;


· нехватка централизованного руководства на крупных логистических участках;


· невозможность организовать параллельную работу (в частности, загрузку или выгрузку) на нескольких складах одного комплекса (чаще всего – вследствие отсутствия достаточного числа работников или необходимого оборудования на складе);


· дефекты в графиках отгрузки и загрузки товаров;


· отсутствие внутренних правил, регламентов, систем приоритетов и последовательностей в сферах комплектации, стикерования, погрузки и разгрузки товаров;


· формальное отсутствие ответственности у экспедиторов за взятый груз;


· слабое внутрилогистическое взаимодействие, ориентация разных логистических департаментов и отделов исключительно на показатели эффективности собственной деятельности, без учета общих результатов системы логистики предприятия;


· отсутствие четких дифференцированных правил определения стоимости доставки на основании грузогабаритных, маршрутных и грузогабаритных критериев;


· дефекты в информационной системе учета, вследствие чего товародвижение иногда проходит исключительно в виртуальном пространстве при сохранении реальных товарных ценностей на своих местах.


 


В общем случае, реорганизация логистических систем должна включать в себя, как минимум, следующие этапы:


· анализ существующей логистической системы, диагностика, выявление проблем и постановка целей;


· подбор (при необходимости – замена) персонала и менеджмента, способного выполнять соответствующие задачи;


· построение (реорганизация) логистической системы в целом;


· создание новой (обновленной) организационной структуры.


 


Чтобы провести адекватный анализ и диагностику потребуется, в частности:


· исследовать имеющиеся в компании возможности по хранению;


· провести анализ оптово-розничных складских возможностей с целью повышения эффективности полезного объема складов и их емкости;


· исследовать возможности складов с точки зрения отгрузок заказов;


· провести анализ эффективности наиболее важных складских процессов и выявить потенциальные возможности для их оптимизации;


· проанализировать систему оплаты труда и мотивации работников склада и транспорта.


 


На основе полученных данных разрабатывается программа улучшений и модернизации логистической системы компании, а также методика по их внедрению в практическую деятельность. В нее могут, например, входить:


· предложения по технической реорганизации процессов приема, хранения размещения и отгрузки товарной продукции на соответствующих складах;


· схема оптимизации складских и транспортных процессов, включающая в себя практические рекомендации по корректировке конкретных транспортных и складских операций, а также штатного расписания;


· практические предложения и расчет необходимых ресурсов на усовершенствование существующей модели мотивации сотрудников c целью повышения общей эффективности работы персонала, занятого в транспорте и складском хозяйстве;


· создание системы постоянных требований, предъявляемых к системам транспорта и складского хозяйства, с целью определения объема работ и уровня инвестиций, которые необходимы для развития соответствующей инфраструктуры;


· формирование комплекса мероприятий по оптимизации планирования межскладского движения потоков товарной продукции;


· составление максимально эффективных графиков по приему и отгрузке заказанных товаров по всем складам.


 


Указанные мероприятия должны осуществляться под контролем специально созданной для этого ответственной группы. Сюда могут входить:


· один или несколько собственников или топ-руководителей компании;


· директор по логистике;


· начальник транспортного департамента (направления, отдела и т.п.);


· начальник департамента складского хозяйства (соответствующего направления, отдела, и т.п.);


· заведующие отдельными складами и начальники структурных транспортных подразделений компании;


· директор по дистрибуции, реализации и т.п. (или их заместители);


· привлеченные аналитики, эксперты по логистике и другие профильные специалисты.


 


Ответственной группе следует разработать несколько планов реорганизации логистики в компании, исходя при этом из временного критерия. То есть, к примеру, сформировать оперативный, краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный планы проведения мероприятий.


 


Совет из практики: для быстрой и эффективной реализации указанных планов практическую пользу принесет составление сетевого графика исполнения соответствующих работ.


 


Каждый член ответственный группы также должен составить отчет. Желательно, чтобы в его структуру входили следующие пункты:


· описание проблемного момента;


· перечень мероприятий, которые способны устранить проблему полностью или частично;


· списки уже проведенных и только запланированных мероприятий (в данных списках обязательно должны быть проставлены запланированные и фактические сроки исполнения плановых задач, а также указаны конкретные ответственные лица);


· возможный результат от проводимых внедрений и изменений;


· повышение эффективности того или иного логистического процесса в динамике, в зависимости от прогресса в проведении соответствующих изменений;


· новые формы документов, разработанные в процессе реорганизации, для ведения деятельности;


· подробный расчет требуемых ресурсов (материальных, трудовых и т.п.);


· возможные трудности для реализации поставленных целей и пути их преодоления.


 


Указанный отчет следует постоянно обновлять вплоть до полной реализации запланированных целей.


Зачастую серьезный эффект приносят внедрение в логистику даже самых простых решений. К примеру, разработка четкой последовательности и графика маркировки, упаковки, погрузки и разгрузки продукции может уменьшить соответствующие временные затраты в два-три раза. А создание графической схемы оптимального расположения товаров на складе – освободить до 20% его площади. Элементарная маршрутизация, сведенная в небольшую систему, может на треть снизить транспортные издержки фирмы.


Помимо этого, в первую очередь следует уделить внимание:


· разработке локальных документов, регулирующих движение грузов внутри компании, а также порядок обращения с бракованной продукцией;


· оптимизации мотивационной схемы работников транспорта и складского хозяйства;


· внедрению эффективной и онлайн-обновляемой системы маршрутизации;


· повышению уровня ответственности лиц, проводящих инвентаризацию складов (возможно – передача данного процесса на исполнение специальным независимым организациям), а также экспедиторов;


· расчету повышения эффективности на каждого дополнительно нанятого в систему логистики работника;


· повышению уровня логистического сервиса в целом по компании.


 


Естественно, нужно брать в расчет, что оптимизировать логистику предприятия можно только при условии готовности к изменениям, а также при наличии достаточного уровня критичности к собственной работе у менеджмента компании. Помимо этого, для качественного исполнения всех поставленных задач в наличии должно быть достаточное число профильных квалифицированных специалистов, которые к тому же обладали определенной «гибкостью» при внедрении изменений.


Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что оптимизировать систему логистики практически в любой организации не очень сложно – достаточно просто придерживаться логики и здравого смысла. Одновременно результатом внедрения даже небольших новаций и улучшений, как уже говорилось выше, может стать существенное снижение издержек фирмы с закономерным ростом ее финансового благополучия.


 


Статья подготовлена с использованием материалов СПС «Консультант Плюс».

1. Система логистики организации имеет ряд определяющих ее эффективность критериев.
2. Логистика компании может быть подчинена как директору по логистике, так и непрофильному руководителю. В небольших организациях логистика находится в прямом подчинении у генерального директора или его заместителя.
3. К внутренней логистике организации относится объединение логистических функций, касающихся обеспечения материального потока внутри компании.
4. Наиболее часто под внутренней логистикой понимается комплекс двух ее главных элементов – транспорта предприятия и складских служб.
5. Как показывает практика, результатом внедрения даже небольших новаций и улучшений может стать значительное снижение издержек фирмы.
6. Мероприятия по оптимизации логистики должны осуществляться под контролем специально созданной для этого ответственной группы. Ответственной группе следует разработать несколько планов реорганизации логистики в компании, исходя при этом из временного критерия. Каждый член ответственной группы должен вести соответствующую отчетность.
7. Для оптимизации логистики требуется готовность к изменениям у менеджмента и наличие достаточного числа квалифицированных специалистов, привлекаемых или участвующих в оптимизационных процессах.

Логистика схемы предприятия Логистика схемы предприятия Логистика схемы предприятия Логистика схемы предприятия Логистика схемы предприятия Логистика схемы предприятия Логистика схемы предприятия Читать новость Логистика схемы предприятия фото. Поделитесь новостью Логистика схемы предприятия с друзьями!

Лучшие статьи:



Помолвка поздравление брату

Как сделать gif с дождём

Как сделать фото в ватсап

Пол 2 этажа своими руками

Как сделать разрешение 1280x720